Еще в далеком детстве я занимался всевозможным творчеством:  достаточно хорошо рисовал, занимался резьбой по дереву. В те сложные 90-е годы непросто было найти  дополнительную информацию, материал пригодный для работы, поэтому приходилось довольствоваться тем, что есть. Ближе к окончанию школы многие  мне советовали поступить в школу искусств, но я решил стать врачом- хирургом, для этого успешно сдал экзамены, но социально-экономическая обстановка в семье не позволила осуществиться моим планам. Поэтому было принято решение отдать долг Родине. Но и будучи военнослужащим, мое творческое мышление не давало мне покоя: из различных материалов я изготавливал памятные сувениры своим товарищам. К окончанию службы стали поступать предложения остаться в рядах Российской армии и продолжить службу, но я отчётливо понимал, что это не - то место, в котором возможно в полной мере реализовать свой творческий потенциал. По возвращении домой  я довольно долго искал работу по душе, но тщетно. Однажды меня пригласили на собеседование в школу, и я был принят учителем физической культуры. С детьми сразу нашёл контакт. Для меня не представляло сложности преподавать этот предмет, так как служба в армии сыграла свою роль. Параллельно я занимался с детьми резьбой по дереву, тут, конечно, я «выкладывался» полностью!

  И вот еще один сентябрь и я вступил в должность учителя технологии.  Наконец-то! Свершилось! Я – учитель технологии, учитель творческого предмета, где, прежде всего, смогу развиваться сам и, конечно, передам всё что умею,  своим ученикам. Странно, конечно, но почему-то раньше не мог осознать, что профессия учителя необходима мне как воздух, видимо всё, что случается в нашей жизни, происходит тогда, когда приходит время.

Однако с первых дней я понял, что дополнительные занятия по творчеству- это одно, а уроки - другое. Слишком уж отличались требования к учителю-предметнику от педагога дополнительного образования, да и некоторых ребят здесь  объединяла отнюдь не великая любовь  к искусству…

    Одна из главных сложностей,  которая настигла, думаю, не только  меня, но многих молодых специалистов - это отличие нас, детей 70-90 – х. годов от современных детей. Если в те далёкие времена,  учителя уважали за то, что он – просто… учитель, беспрекословно выполняли все его требования, то в наше время  всё обстоит иначе. И я с этим согласен!

Сейчас совсем другое время, а значит, другие и дети. В современном мире - учитель, прежде всего, должен заслужить уважение и внимание ребенка, он обязан быть образцом, состоявшейся личностью, должен быть лишён недостатков, быть искренним в делах, словах! Мы – взрослые люди, думаем, что дети глупые и ничего не понимают в жизни, другие скажут, что ученики наивны в силу своего возраста,  но это не так. Так можно было охарактеризовать нас – поколение тех далеких лет. Современные дети иные, они умны, они не признают обмана, предательства и авторитарные отношения! Если вы отвечаете всем этим требованиям, они проявят во всей красе своё креативное мышление, предложат современные пути решения проблем и уверенность в действиях. Нам есть чему учиться у наших детей, и этого не нужно стыдиться!

Проблемы современных детей связаны с образом их жизни, они живут в мире, где, очень много информации, которую не всегда могут усвоить. Колоссальные нагрузки, которые дети ощущают на себе ежедневно, негативно влияют на их психику, физическое здоровье. Всё это сопровождается неприятными эмоциями при получении плохих отметок, давлением со стороны учителей и родителей. Всё это заставляет детей включить самозащиту от образовательного процесса. Взрослые на это реагируют и утверждают, что современные дети непослушные и гиперактивные. Это не совсем так, дети умные и добрые, эрудированные и дисциплинированные, они не похожи на нас. Просто они живут в такое время.

   Еще с самого начала педагогической деятельности я многое из этого начал видеть в детях, мне это было очень близко.  Мне было довольно сложно организовать процесс обучения, были споры, бессонные ночи, недовольство собой.

Одна из самых главных метаморфоз, случившаяся со мной – это пересмотр модели поведения. Я постарался стать детям не просто учителем, я постарался стать, кому-то старшим братом, а для других отцом. Чтобы приблизить к себе детей, нужно знать, чем они живут, необходимо быть в центре их внимания, и тогда дети откроются. Незаметно для детей, я открывал им себя как личность, рассказывал о службе в армии, своей жизни, творчестве, и видел, что им это интересно, они хотят познать учителя как человека, а не как информатора. Все эти годы мы узнавали друг о друге многое, я уважаю их, они отвечают мне взаимностью.

    Одновременно, с происходящим могу со всей ответственностью заявить, что не всегда представляется возможным вовлечь детей в образовательный процесс. Поэтому постоянно приходится искать альтернативные методы обучения, новые технологии обработки материалов.

Анализируя работу детей на уроках, уровень самостоятельности, их способность мыслить нестандартно, я пришёл к выводу, что существующая система образования воспитывает детей -теоретиков. Последние в свое время не всегда могут использовать накопленные знания и применять их на практике. Для решения подобных проблем мы разбираем с ними логические задачи, которые связаны с такими предметами как технология, математика, физика, черчение. Предмет технология –особенный, и здесь мы должны уметь соединить всё заложенное в детях. В целях закрепления материала ребята выполняют практические задания, им интересно, они видят результат.

Современные дети готовы учиться, но им нужна мощная мотивация, стимул. Необходимо включать все педагогические ресурсы, нужно донести до них, что рынок требует универсальных людей, готовых к любой работе и в любых условиях. Дети видят всё, что их окружает, поэтому им важно приводить живые примеры, не создавая идеала, не задевая их индивидуальность и самодостаточность.  Им нужна информация во всех её проявлениях, ученики желают слышать, видеть, ощущать.  Именно все эти потоки информации необходимо объединить воедино и указать на значимость преподаваемого материала.

    Все мы – взрослые люди смогли пережить перестройку, распад СССР и все последствия, которые захлестнули страну в девяностые годы. Это не могло  не отразиться на современности, но мы смогли построить новую страну, новый, более-менее демократический уклад. Задача наших детей несколько иная – сделать мир вокруг себя красочней и счастливее, сделать его настоящим. Глядя на мощный и неисчерпаемый потенциал наших детей, я уверен, что они это сделают лучше, чем мы. Считаю, что задача  любого педагога обратить на это особое внимание, не создавать иллюзий, помочь нашим детям справиться с этой задачей.  А в моей педагогической деятельности - не навредить им!

 

 

 

.